Приватизационные бредни Зеленского и Гончарука в выступлениях в Давосе

28.01.2020   12:20    16

Инвестиционные посылы и Президента, и премьер-министра в спичах на Всемирном форуме в Швейцарии подтвердили факт, ставший достоянием общественности после обнародования разговоров участников декабрьского кулуарного совещания у главы правительства: ни первый, ни второй не только ничего не соображают в экономических вопросах, но и не пытаются (не способны?) разобраться в них даже на уровне здравого смысла. Более того, можно утверждать, что и Зеленский, и Гончарук как попугаи повторяют написанные им советниками речи, не вникая в их суть.

Прежде всего рассмотрим месседж Президента, что украинская власть освободит на два года от налогов на прибыль иностранных покупателей госпредприятий, которые заплатили за них в Госбюджет $10 млн+.

Во-первых, глава государства по своим конституционным полномочиям не может изменять налоговые нормы. Для этого необходимо принятие специального закона Верховной Радой. Но если даже предположить, что благодаря монобольшинству депутатов от «Слуги народа» Зеленский это сделает без особых трудностей, есть ещё два «толстых обстоятельства».

Поэтому, во-вторых, если допустить, что иностранный инвестор купит украинское госпредприятие, которое убыточно (а таковых на сегодня большинство из 3500), то при самом благоприятном развитие событий в стране и на приобретённом объекте, он сможет привести его к какой-то минимальной доходности через 3-4 года. То есть особого смысла освобождать его от налога на прибыль на два года нет.

В-третьих, если говорить о прибыльном госпредприятии, купленном иностранным инвестором на приватизационном конкурсе (а таких единицы), то освобождение его от налога на прибыль фактически будет означать уменьшение его продажной цены, причём на приличные суммы. Однако на сегодняшний день рыночная стоимость украинских госактивов по причине целого ряда объективных факторов и так находится «на дне». Эту проблему автор недавно рассматривал в своей статье «Анализ приватизационной аферы Зеленского-Гончарука-Милованова–Сенниченка».

Не менее показательна и приватизационная новелла Гончарука в Давосе.В своём выступление на нём глава правительства с апломбом объявил о подписание меморандума с немецкой компанией «Deutsche Bahn» о передаче в управление «Укрзализницы». Кто-то может возразить, что это же не приватизация. Нет, на самом деле ПЕРЕДАЧА В УПРАВЛЕНИЕ, как и концессия, аренда, создание смешанных форм хозяйствования, проведение вторичной эмиссии или заключение договоров о совместном разделе продукции, ЯВЛЯЕТСЯ ЗАВУАЛИРОВАННОЙ (ТЕНЕВОЙ) ФОРМОЙ ОТЧУЖДЕНИЯ/ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Она позволяет частному физическому или юридическому лицу на определённый временной период присваивать себе ренту от использования недвижимости, техники, оборудования, нематериальных и финансовых активов госпредприятия. В результате такой теневой приватизации, как правило, происходит полное изнашивание и обескровливание их основных и оборотных фондов.

Но возвратимся к спичу Гончарука, произнесённом в рамках Украинского завтрака на экономическом форуме в Давосе, о передаче «Укрзализницы» («УЗ») немецкой компании «Deutsche Bahn». Главным аргументом премьер-министра в данном плане стало утверждение, что этос одной стороны, принесёт в Украину большие инвестиции, необходимые для модернизации буквально разваливающегося «на глазах» железнодорожного хозяйства страны. А с другой стороны, позволит привнести в «Укрзализницу» немецкие менеджерские технологии и порядок, и, тем самым, преодолеть системную коррупцию в отечественном ж/д монополисте.

Но, во-первых, «Deutsche Bahn» является государственной компанией, пассажирские перевозки которой ежегодно дотируются на 12 млрд евро из Федерального бюджета, и на 5 млрд евро — из муниципальных. А дотирование инфраструктуры немецкой ж/д составляет из федерального бюджета Германии 96% (!). Соответственно, ни о каких инвестициях в «УЗ» от немецкого оператора железнодорожного сообщения идти речь не может априори, так как никто в ФРГ не будет тратить на помощь Украине государственные средства. Это привело бы к политическому и правительственному кризису, который снесёт нынешнюю правящую коалицию в Берлине.

Возникает вопрос: что же при такой ситуации «Укрзализница» может получить от «Deutsche Bahn» в материальном выражение? Только закупить у неё (бесплатно они ничего не отдадут) у немецкого оператора железнодорожных сообщений списанные тепло/электровозы и вагоны. То есть мы имеем «тот же вид, но сбоку», что и с закупкой Украиной 70-ти сверх дорогих дизельных локомотивов компании «Дженерал электрик», произведённых на совместном американо-российском предприятии в Казахстане. Всем прекрасно известно, что это был пасс Порошенко в сторону Трампа с целью подлизаться к нему.

Во-вторых, у нас в стране, в отличие от Германии, «Укрзализница» является  госпредприятием-донором, которое перечисляет из своей прибыли (если таковая есть) деньги в Госбюджет. По результатам 2019 года она получила прибыль в размере 2,5 млрд гривен, из которой 90% (такие нормы установило для всех госкомпаний ещё правительство Гройсмана) отдала государству. За 2018 года она составила 203,9 млн гривен, что обеспечило её рост по сравнению с 2017 годом на 78%.

Хотя по утверждению экс-заместителя министра инфраструктурыАлександра Кавы, все доходы «УЗ» искусственно раздуты, и задекларированы лишь для того, чтобы руководящий менеджмент и члены Наблюдательного совета (из 7-ми которых 6-ть – иностранцы), получили по результатам года огромные премии и надбавки (привет Сергею Лещенко). При нормальной ситуации, по мнению специалиста, вся сумма, показанная как прибыль должна была бы быть направлена на внутренние инвестиции в обновление подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры госпредприятия. Для того, чтобы решить данный вопрос не нужно за большие деньги привлекать консалтинговое подразделение государственного немецкого железнодорожного оператора («DB Engineering&Consulting»). Нужна лишь политическая воля руководства Украины.

В-третьих, возникает закономерный вопрос: почему для передачи в оперативное управление/стратегическое консультирование выбрана именно немецкая, а не британская, французская, итальянская, польская компания, которые также являются государственными и дотационными из бюджета. Где конкурс, или хотя бы какое-то примитивное объяснение со стороны правительства по данному поводу? По большому счёту, если бы уж и передавать «УЗ» в управление какой-либо иностранной компании или привлекать её специалистов для консультации наших ж/д руководителей, то надо было обратиться к американской Union Pacific Railroad. Она является одной из немногих прибыльных (а не дотационных как в Европе) железнодорожных компаний в мире (вторая BNSF Railway — тоже американская), которая благодаря реформаторской деятельности её финансового директора Роба Найта превратилась из убыточного предприятия в 2004 году в сверхприбыльное на сегодняшний день.

В-четвёртых, если говорить о консультирование руководства «Укрзализницы» по вопросам реформирования и ликвидации коррупционных схем на ж/д транспорте опытными иностранными специалистами, то спрашивается: а за что же платили огромные зарплаты (от $170 до $180 тыс в месяц) экс-голове правления одного из крупных польских операторов ж/д перевозок Войцеху Бальчуну, который с 2016 по 2017 года возглавлял «УЗ», или являющемуся уже несколько лет членом Наблюдательного совета «Укрзализницы» Кристиану Куну, который в недавнем прошлом был членом правления немецкой компании той же «Deutsche Bahn», и который получает ежемесячно при загрузке 60 часов порядка $150 тыс из средств «УЗ». Значит ему в помощь для «стратегического консультирования» нашей ж/д компании надо ещё добавить с десяток «дармоедов» с сомнительным КПД?

В-пятых, как следует из слов самого же Гончарука он смутно представляет, для чего же привлекают «Deutsche Bahn» в Украину. На украинском ланче у Пинчука в Давосе премьер-министр заявил о передаче «Укрзализницы» в управление немецкой компании. После опровержения на следующий день её пресс-службой этого сообщения Гончарук на своей странице в Фейсбуке написал о привлечение «Deutsche Bahn» для стратегического консультирования «УЗ». Ещё на следующий день в немецкой компании всё же заговорили о передачи ей нашего государственного монополиста в «оперативное управление». Ещё на следующий день Гончарук с министром инфраструктуры Криклием сообщили отечественным СМИ, что речь идёт лишь о подготовке к подписанию в начале февраля совместного Меморандума о долговременном консультационном сотрудничестве между украинской и немецкой компаниями. Хотя по словам экс-заместителя министра инфраструктуры Александра Кавы, «Укрзализница» сотрудничает с «Deutsche Bahn» ещё с 2014 года. ПОЛНЫЙ АТАС.

Доводим до бестолковых премьер-министра и министра инфраструктуры: в соответствие со ст. 5 принятого в Украине в 2006 году законом «Об управление объектами государственной собственности» (№185-V) Кабинет Министров не имеет права передавать в управление стратегические и монопольные предприятия государственной собственности, имеющие оборонное и  экономико-образующее значение негосударственным юридическим лицам, тем более иностранным компаниям. «Укрзализница» играет для страны даже более важную роль, чем та же Газотранспортная система. Поэтому решение о передаче кому-либо в управление «УЗ» -прерогатива Верховной Рады только путём принятия специального закона. И то, что в декабре прошлого года «Укрзализницу» вывели из числа запрещённых к приватизации гособъектов, ситуацию никоим образом не меняет.

РЕЗЮМЕ:

Прошло уже 8-мь месяцев с даты вступления в должность Президента Владимира Зеленского, и почти 5-ть месяцев – с момента назначения премьер-министром Алексея Гончарука и формирования его правительства. Если для того, чтобы научиться искусству государственного управления этого времени ещё мало, то для того, чтобы перестать использовать дешёвые приёмы шоу-бизнеса и грантоедских организаций для личного пиара и научиться хоть немного вникать в сложные вопросы экономики – уже достаточно.  И смените, господин Президент, своих советников по приватизации. Они ничего, кроме откровенной тупости не демонстрируют.

ВЛАДИМИР ЛАРЦЕВ – ДИРЕКТОР ЦЕНТРА АНТИОЛИГАРХИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ, ДЛЯ «ХВИЛІ»

hvylya.net